Вот источник твердит : " многие водители просто не знают. Та самая статья 130 КоАП предусматривает одинаковое административное взыскание как за факт управления транспортным средством или судном в состоянии опьянения, так и за отказ от медицинского осмотра на состояние опьянения. С одной стороны, понятно, почему законодатель так сделал. С другой – ситуация получается очень удобной для полицейского, и безвыходной для водителя. Причём, как мы увидим чуть позже, в том числе и для водителя абсолютно трезвого.
Приём административное взыскание предусматривает в обязательном порядке не только штраф (если нарушение в первый раз – в сумме 10200 гривен), но и лишение права управления (на год). Других мер админвзыскания не предусмотрено. При этом, если говорить об алкогольном опьянении, не имеет значения, лёгкое оно, или водитель из-за руля, что называется, вывалился. А также управлял он личной машиной или автобусом с пассажирами. Индивидуализация ответственности – невозможна. Это сделано, якобы, для того, чтобы по этим делам не было коррупции. Но, как у нас часто бывает в таких случаях: нос вытащили – хвост увяз…
Но почему же в протоколах об отказе от медосмотра чаще всего фигурирует подозрение не в алкогольном, а в наркотическом опьянении? А вот почему.
Если водителя подозревают в том, что он пьян, ему предложат пройти тест с помощью алкотестера прямо на месте остановки. И только если он откажется, или если не будет согласен с результатами, то повезут в медицинское учреждение, к врачу-наркологу. А вот если полицейскому показалось, что водитель под действием наркотиков, — тогда тест на месте он проводить не будет. Предложит сразу в больницу ехать. Так написано в Інструкції про порядок виявлення у водіїв транспортних засобів ознак алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або перебування під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції (затв. Наказом МВС та МОЗ України від 09.11.2015 № 1452/735). Этой Инструкцией установлен различный порядок осмотра на алкогольное и наркотическое опьянение. На алкогольное сначала должен быть проведён тест алкотетстером на месте, и только при отказе водителя от такого теста или несогласии с его результатами – осмотр врачом в медучреждении. Для наркотического же опьянения разработчики инструкции прописали другой порядок: сразу едем в медучреждение.
На самом деле интересно тут вот что. Есть общее правило: закон не может противоречить Конституции, иначе он не действует, такую норму нельзя применять на практике. Подзаконный нормативный акт не может противоречить закону или акту высшей юридической силы. В таком случае следует применять более «высокую» норму. Так вот, закон (ст.266 КоАП) и подзаконный акт более высокого уровня («Порядок направлення водіїв транспортних засобів для проведення огляду з метою виявлення стану алкогольного, наркотичного чи іншого сп’яніння або перебування під впливом лікарських препаратів, що знижують увагу та швидкість реакції, і проведення такого огляду» (ЗАТВЕРДЖЕНО постановою Кабінету Міністрів України від 17 грудня 2008 р. N 1103)) – предусматривают одинаковую процедуру при подозрении на алкогольное и наркотическое опьянение: тест на месте, и только при отказе от него водителя или несогласии с результатами, — поездка для анализа в медучреждение. Но полицейским всё чаще это или неведомо, или всё равно. И они ссылаются на эту Инструкцию…
Мало того. Нередко встречаются случаи, когда водителя вводят в заблуждение: «Напишите, что отказываетесь, потом сами в больницу обратитесь». А между тем, сам факт отказа уже рассматривается как нарушение.
И вот представьте: едете вы по делам, или возвращаетесь домой вечером. Ничего не употребляли, и вообще наркотиков в жизни не пробовали. И тут вас останавливают и ставят перед фактом: требуют ехать неизвестно куда на анализ, оставив автомобиль на обочине. Даже с пассажирами. А не поедете – без прав останетесь, зато со штрафом."
Но так ли то или нет, покажет практика и в наших следующих статьях
